София Ротару: «Я через окно убегала на репетицию»

Певица София Ротару — женщина вне времени и вне возраста. Она рождена, чтобы побеждать, это очевидно.

Андрей Петров/DR

Несколько лет назад я смотрел по Первому каналу праздничный концерт к 8 Марта из «Олимпийского». Вел концерт мой брат Игорь. На сцене — София Ротару. После выступления Игорь поцеловал Софии Михайловне руку, и я тогда подумал, что с удовольствием оказался бы на его месте! Ротару — женщина вне времени и вне возраста. Для меня она абсолютная Мэри Поппинс. Стильная, изящная, красивая, она с легкостью перемещается в пространстве, только вместо зонтика ее визитная карточка — уникальный голос. Этот голос завораживает абсолютно всех с того самого момента, как София Ротару впервые появилась на эстраде.

София Ротару рождена, чтобы побеждать, это очевидно. Ее первые юношеские успехи были связаны с легкой атлетикой, а уже потом начался триумфальный музыкальный марафон. Золотая медаль на музыкальном конкурсе Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии (София побеждает в Софии — как красиво звучит!), аншлаговые концерты на самых лучших площадках СССР и постсоветского пространства, сольные пластинки, проданные миллионными тиражами, рекордное число песен (более восьмидесяти), исполненных на концертах «Песня года».

Ротару любит эксперименты — то споет с Андреем Макаревичем и «Машиной времени» (как это было в фильме «Душа», где у нее главная роль), то вдруг выступит в дуэте с Аллой Пугачевой, исполнив хит группы t.A.T.u. «Нас не догонят». Кстати, этот блистательный дуэт с Аллой Борисовной развеял легенду о многолетней вражде двух звезд и, кроме того, еще раз доказал, что ни одну из них действительно догнать невозможно!

Ее трудно сломить, выбить из колеи. Даже в такой драматичный момент, когда из жизни ушел муж певицы Анатолий Евдокименко. Выдержав паузу, Ротару приняла решение вернуться на сцену, чтобы выступать уже в память о самом близком человеке, с которым была связана не только ее личная судьба, но и вся творческая карьера. Ведь рядом с Анатолием она была счастлива 35 лет...

София Ротару и сегодня невероятно востребована. В мае она вновь приезжала в Москву, чтобы выступить на церемонии вручения музыкальной премии Tashir 2013. Только что закончился ее грандиозный тур по городам России. Причем концерты были почти каждый день, и так на протяжении месяца. В паузе между выступлениями нам удалось поговорить.

Совершенно очевидно, София Михайловна, что внутренне вы очень сильная женщина, ведь вы прошли немало испытаний. Мне интересно, ваша сила духа — это генетика, воспитание, или жизнь так вас закалила?

Никогда не устану повторять, что всё, чем наделена я, это заслуга моих родителей, их воспитание и дар Божий. В прошлой жизни я, наверное, была бездельницей, поэтому и тружусь с самого детства. (Смеется.)

Южные корни помогают вам не сдаваться, не унывать?

Родилась я в песенном крае — в селе Маршинцы Черновицкой области. Без песен у нас не обходится ни одно торжество, ни один обряд. Кажется, сама земля рождает там песни и оптимизм. Такие красивые голоса, какие были у моего отца Михаила Федоровича и у мамы Александры Ивановны, нужно еще поискать. Их любовь к жизни, песне и их трудолюбие всегда были для меня примером.

Кажется, отец был вашим первым учителем по вокалу. Там, где вы росли, не было педагогов-профессионалов, или просто вы ему так доверяли?

Хочу уточнить: отец всегда верил в меня. И еще моя старшая сестра Зина. В детстве она перенесла тяжелую болезнь, потеряла зрение. Но это ее не сломило. У Зины абсолютный слух и уникальная музыкальная память. Именно она научила меня многим народным песням и вообще стала для меня второй мамой и учителем. Зина много времени проводила у радиоприемника, по песням выучила русский язык. И научила ему меня, братьев и сестер.

София Ротару

В каком возрасте — в детстве или уже в юности — у вас стали проявляться лидерские качества?

В семье кроме меня было пятеро детей: два брата — Анатолий и Евгений и три сестры — Зина, Лида и Аурика. Я помню, как завоевала большой авторитет и уважение у младших. Забавная история! Вечером мы все собрались в доме, надвигалась гроза. Увидев молнию, я сказала младшим с умным видом: «Слушайте! Сейчас будет гром!» И через мгновение прогремел гром. Вновь сверкнула молния, и я вновь: «Сейчас будет гром!» И так повторилось несколько раз. Малыши смотрели на меня с удивлением и спрашивали, откуда я всё это знаю… Я была очень подвижной, любила спорт, особенно легкую атлетику, стала чемпионкой школы по многоборью.

Когда и как вы почувствовали, что в музыке можете добиться бóльших результатов, чем другие? Когда поверили в себя?

Это случилось далеко не сразу. Встреча с гениальным композитором и поэтом Владимиром Ивасюком дала мне уверенность в том, что я делаю что-то очень стоящее. В песнях Володи удивительным образом сочетались свежесть и целомудренность первой любви, бескрайняя вера в счастье. Большинство его песен написаны специально для меня. Они были современными, но вместе с тем построены на многонациональном мелосе народов, живущих в Буковине. Это было новое, удивительно яркое слово в песенной культуре Украины и Советского Союза. Песни Володи подарили мне крылья.

А вы помните свои ощущения, когда проснулись знаменитой? Вы были к этому готовы?

Слушая вас, Вадим, я вспомнила 1964 год, свою победу на республиканском фестивале народных талантов в Киеве. После этого мое фото появилось на обложке журнала «Украина». Народный артист СССР Дмитрий Гнатюк сказал тогда: «Это ваша будущая знаменитость». Конечно, я не была к этому готова. Просто я очень любила петь и хотела выступать.

Каждое ваше выступление — это, по сути, маленький музыкальный спектакль, это образ, а не только вокальная история, и это здорово.

Песня для меня, вы правы, — маленькая новелла со своим миром чувств, драматургическим строем, со своими героями. Кстати, еще в Черновицком музыкальном училище, где я училась на дирижера-хормейстера, меня заметили люди из «Мосфильма»: режиссеру Станиславу Ростоцкому показалось, что Бэлу в экранизации лермонтовского «Героя нашего времени» должна сыграть именно Ротару. К сожалению, директор училища меня не отпустил. Потом меня приглашали в фильм «Бегущая по волнам» — тоже не сложилось.

Но к счастью, всё сложилось на эстраде. Хотя и не сразу. Я с удивлением узнал, София Михайловна, что вам неоднократно чинили препятствия, особенно в начале пути. Например, после концертов в Канаде и выхода альбома в Торонто в 1983 году вас несколько лет не выпускали за границу, а потом, если и выпускали, то платили копейки. Насколько негативно всё это отражалось на вашем характере, на вашем отношении к жизни, профессии?

Да, время было непростое. Самую первую программу «Червоной руты» худсовет не утвердил. Тогда нужно было выдерживать определенную линию. Например, петь про «любовь, комсомол и весну», то есть всё выступление должно излучать радость и оптимизм. А я пела «Враги сожгли родную хату...». Это не понравилось комиссии Министерства культуры, программу запретили. По сути, нам перекрывали кислород. Помог Пинкус Абрамович Фалик, заместитель директора Черновицкой филармонии. В то время он был одним из крупнейших в ­СССР администраторов с мировым именем, еще до войны продюсировал гастроли известной английской певицы Джерри Скотт в Советском Союзе. Фалик позвонил в Москву, и «Червону руту» в обход всех запретов включили в программу «Звезды советской и зарубежной эстрады». Мы попали в компанию к немцам, болгарам, чехам, югославам. В Ташкенте после концерта люди расспрашивали, понравился ли мне Советский Союз, интересовались, где я так хорошо научилась петь по-русски. Оказалось, меня принимали за певицу из Болгарии.

А что еще кроме колоссальной любви зрителей помогало и помогает вам верить в себя?

Отвечу определенно — увлеченность своей профессией. Я постоянно нахожу новые интересные горизонты, работаю с молодыми авторами и музыкантами, это меня вдохновляет, поддерживает и помогает двигаться вперед.

София Ротару

Я всегда обращаю внимание на ваши элегантные, изысканные наряды. Даже этнические платья, в которых вы любили выступать в молодости, были очень стильные и с изюминкой. Вы, насколько я знаю, первой рискнули выступить в брюках, и это был определенный вызов аскетизму и чопорности на эстраде. Как вы чувствуете, в каком наряде вы должны покорить зрителей на том или ином концерте, как подбираете свой концертный гардероб?

Конечно, я слежу за модой, но среди модных вещей выбираю удобные. После этники 70-х был «роковый» период: в Москве я работала с дизайнером Катей Филипповой — появились косухи, начесы. Когда переехала в Киев, моя невестка Света познакомила меня с Лилией Пустовит, которая, как и я, любит этнику и в то же время создает современную, модную одежду. За двенадцать лет знакомства мы стали родственниками — она крестила Софию-младшую, мою внучку. Последние три года работаю также с Володей Серединым, а повседневные платья покупаю у Ольги Алёновой.

Вы всегда под пристальным вниманием окружающих. Где и как вы можете отдохнуть, скрыться от посторонних глаз и ничему не соответствовать?

Только в путешествиях. Прогулки по городу, походы по магазинам. (Улыбается.) Гулять обожаю! Надеваю шлёпки и с криком «Да здравствует свобода!» отправляюсь куда глаза глядят. Такое счастье, когда тебя никто не знает, не тревожит, — ты чувствуешь себя свободной птицей. Так было и в Германии, и во Франции, и в Италии… А какое удовольствие я получила в Англии! Я влюблена в Лондон. Как-то мы съез­дили в Альпы — покататься на горных лыжах. Я попробовала надеть эту тяжесть и сказала: «Да вы что, с ума сошли?! Я без ног останусь!» Так что мне лучше там, где тепло.

Как бы вы для себя определили, в чем заключается феномен Софии Ротару? В чем секрет вашего такого яркого долголетия на эстраде?

Уверена, моя сила в том, что я остаюсь верна именно народной манере исполнения. Народность и в постановке голоса, и в простоте, сдержанности поведения на сцене, и, наконец, в выборе репертуара. И еще, в народной песне не бывает случайных, ничего не значащих, пустых слов. Всё это, несомненно, научило меня среди многих новых современных песен выбирать лишь те, что исполнены глубокого смысла, вызывают размышления. Ведь за три-четыре минуты, пока длится песня, артист должен очень многое поведать слушателю, сделать его богаче.

Как часто вы выступаете с концертами?

Сейчас у меня был тур с сольниками по городам России. И все проходили в переполненных залах! Это тоже меня поддерживает, это самое большое богатство. Если бы приходилось петь при полупустом зале, я бы, наверное, давно ушла со сцены.

А когда нет концерта, что у вас в приоритете?

Стараюсь отдыхать в своем загородном доме под Киевом. Или еду в Ялту — я обожаю море. С удовольствием провожу время на «Вилле София» — так называется отель, которым занимаются мой сын Руслан и его жена Светлана. Изначально в этом здании была наша репетиционная база. Но когда мы перенесли ее в Киев, встал вопрос, как поступить с помещениями. Сначала думали построить студию звукозаписи, но ведь все артисты живут или в Киеве, или в Москве. Кто поедет записываться в Ялту? Вот и решили: в курортном городе нужен бутик-отель. Я вложила средства, Руслан — свой талант, Светлана организовала работу отеля и ресторана. Теперь в Ялте есть уютный маленький отель, куда приезжают гости со всего мира.

Вы жаворонок или сова?

Жаворонок.

Вы любите заниматься хозяйством, или это не ваша стихия?

Очень люблю готовить и еще заниматься садом, ухаживать за цветами.

Кто и что помимо творчества приносит вам сегодня удовольствие?

Мои внуки! Анатолий — ему 19 лет — учится в Лондоне, пишет музыку. Мне интересно обмениваться с ним идеями и мыслями на музыкальные темы. Он уже совсем взрослый серьезный парень. Сонечка — ей 11 — мое солнышко! Отлично учится в школе, занимается танцами, вокалом и конным спортом. Я даже стала больше времени проводить в Киеве, чтобы чаще с ней общаться. Каждое утро готовлю Соне завтрак и провожаю ее в школу. Она очень интересуется моим прошлым, просит рассказать что-нибудь о моем детстве. И я вспоминаю, как мама меня не пускала, а я через окно убегала на репетицию, как папа купил мне велосипед — и сбылась моя самая заветная мечта, как я доила корову и та меня чуть не убила…

София Ротару

А бывает, что вы удивляете себя?

Сейчас уже нет.

Знаю, что вы очень дружны с сыном. Он похож на вас по характеру?

Мне с ним повезло. Слава богу, Руслан вырос хорошим человеком, добрым, умным, он прекрасный семьянин. На меня больше похожа внучка София. Такая же целеустремленная и эмоциональная. Я думаю, что она будет успешной, чем бы ни занялась. Возможно, будет дизайнером. У нее очень правильный вкус. Я, когда одеваюсь, спрашиваю: «Сонь, как ты думаешь?» Она всё очень четко и правильно видит: что с чем гармонирует, как удачно подобрать цвета... Она просто умница. Я как-то на день рождения надела новые босоножки, она посмотрела и говорит: «Сними их, возьми вот эти». И оказалась права.

Когда Руслан рос, карьера у вас только начиналась. Сын чувствовал недостаток внимания со стороны мамы, или вы умели всё совмещать?

Возможно, у нас и был дефицит общения, зато сильные родственные чувства мы испытываем до сих пор. Руслан — мой первый советчик и помощник. Он обязательно звонит мне несколько раз в день. Когда он рос, я вынуждена была оставлять его на родных или знакомых. Раньше ведь как было: мы в филармонии работали, план надо было выполнять, отрабатывать свою ставку. Мы по три месяца проводили на гастролях. Помню, мы с Толиком приезжали с гастролей — Руслан бежал нам навстречу, счастливый такой, и первым делом спрашивал: «На сколько дней вы приехали?» А если сын приходил с улицы, когда мы уже были дома, то, открывая дверь, он говорил: «Пахнет мамой». Вот это я никогда не забуду! Когда мы ложились спать, он укладывался посредине. То отца обнимет, то меня. В общем, страдал ребенок, не хватало ему родительской ласки. Помню, первым делом, когда мы приезжали в Москву, шли в «Детский мир» покупать сыну школьную форму. Потому что я наверняка знала, что штаны уже коротки.

Какие трогательные воспоминания!.. София Михайловна, еще один штрих. В юности вы занимались легкой атлетикой. А сегодня вас что-то прельщает? Фитнес или, может быть, йога?

Думаю, хорошо выглядеть женщине помогает прежде всего внутренняя гармония. Конечно, стараюсь держать себя в хорошей физической форме, хотя для этого нужны усилия. Регулярно занимаюсь на тренажерах, три-четыре раза в год посещаю сеансы массажа, а если необходимо, сажусь на диету.

Скажите, у Софии Ротару есть какие-то фобии?

Я перфекционистка! Казалось бы, столько лет на сцене, можно бы уже что-то сделать и на четверку, но я себе этого не позволяю. Всегда и во всем стараюсь быть безупречной. Вот как раз стремление этого достичь и заставляет меня зачастую беспокоиться.

Я слушаю вас и понимаю, насколько вы гармоничны. Достичь гармонии — это ведь тоже талант.

Прекрасно, когда можно гордиться собственным сыном, по-настоящему дружить со своими внуком и внучкой. На концертах я с удовольствием встречаюсь со своими многолетними поклонниками, еще снимаюсь в клипах. У меня много планов. И я надеюсь, что они осуществятся. Меня радует каждый новый день!

 – материалы с учётом ваших интересов