Ян Гэ об изменах, вере и верности, принятии себя, прощении и новом фильме «Троица»
Ян Гэ представила свою вторую полнометражную режиссерскую работу. Фильм «Троица» впервые был показан на «Кинотавре» в Сочи. В центре сюжета — любовный треугольник, в котором оказываются главные герои картины.
Расскажи, как родилась идея этого фильма?
Ничего специально я не придумывала, идея родилась сама собой. История абсолютно житейская, реальная – ее мне рассказала подруга на кухне. Меня так зацепило, я так сильно была поражена, что тут же сказала ей: «Всё, снимаем кино! Другого варианта у нас нет!» Я буквально заставляла ее писать на бумаге каждую мелочь, каждую деталь, чтобы получился действительно жизненный сценарий.
Как бы ты сама охарактеризовала – о чем эта картина?
Тема вечная. Отношения людей, чувства, измены. Что важнее – любовь, семья или вера? Я поняла, что это универсальная история, близкая каждому человеку. И я не ошиблась. Абсолютно незнакомые люди подходили после просмотра и говорили мне, что в их судьбе было точно так же. Многим приходилось оказываться в любовном треугольнике.
В твоей картине мужа играет Андрей Курганов, человек европейского типажа, любовника по имени Антон – темнокожий парень, модель Георгий Бликштейн, а главную героиню Марго – ты сама, азиатка. Ты решила подчеркнуть таким образом, что в любовном треугольнике может оказаться человек любой расы?
Да, именно: любой расы, любого пола, любого возраста, любого вероисповедания, любого благосостояния. Это мировая история. Не зря оригинальный язык фильма английский, который считается универсальным. Кстати, в «Троице» есть и четвертый главный герой – сам зритель.
Поясни.
В любом треугольнике есть три роли: мучитель, жертва, спаситель. И в разных ситуациях они меняются между собой местами.
Главного героя пытается бросить моя героиня Марго – в данном случае он жертва, а она мучитель. Но в то же время муж не дает ей уйти к любовнику, используя в качестве рычага давления религию. Он говорит своей жене, что это не по-христиански, что измена – большой грех, а ее терзают муки совести. И тут уже она становится жертвой, а он мучителем. Спасение же Марго находит в своем любовнике Антоне... Зритель во многих сценах выступает судьей. Например, во время исповедальной молитвы героиня смотрит прямо в камеру – то есть как бы в глаза каждого из нас. И мы решаем – прощать ее или не прощать. Я ставлю зрителя и на место жертвы, и на место мучителя. В картине есть эпизод, в котором муж насильно заставляет неверную жену удовлетворить его сексуальное влечение. Она соглашается. Скорее из жалости. И в этот момент мы, зрители, смотрим не нее глазами мужа, видим, как в ней борются чувства неприязни, ненависти – с одной стороны, любви и сострадания – с другой. Мы сами ощущаем себя мучителями. Мне нравится таким образом играть с эмоциями зрителей. Для меня нет правых и виноватых. Пусть каждый, кто посмотрит кино, сам для себя сделает выводы.
Почему ты сама решила сниматься в своей картине?
Как я уже и говорила, по концепции мне нужны были актеры трех разных рас. Первым, кого я утвердила, стал Андрей Курганов. У меня не было ни малейших сомнений. Я знала, как он играет и на что он способен в кадре. Оставалось найти артистов двух других типажей. И тут я столкнулась с большими проблемами. Сначала я планировала, что азиатом в картине будет Антон, любовник. Но хороших актеров с ярко выраженной азиатской внешностью в России оказалось сложно найти. Буквально пара имен. То же самое и с темнокожими актрисами. К тому же, у меня было еще одно важное требование – идеальный английский язык. Мне хотелось, чтобы все герои фильма говорили на нем, как на своем родном. В общем, так я и пришла к тому, что буду сниматься в «Троице» сама. А Антон у нас стал темнокожим – его сыграл Георгий Бликштейн.
Тяжело было одновременно выполнять функции актрисы и режиссера?
Очень! Особенно когда мы снимали эмоциональные сцены. Сначала ты в кадре – у тебя страдания, слезы, ты в образе, а через минуту нужно бежать к плейбэку и трезвым взглядом оценивать свою же игру. Я как-то прочитала в одной статье интересную мысль: ты собираешь 50 своих родственников, сто человек, которые разбираются в кино и в искусстве, сто самых топовых профессионалов на площадке. И все они смотрят на экран. В итоге ты будешь единственным человеком, который заметит кучу недостатков! Я поняла, что никакой другой человек не увидит меня. Я должна была всё смотреть собственными глазами. Доходило до того, что по роли мне нужно было плакать, а я просто не могла физически выдавить из себя слезы. Меня выручала моя подруга, сценарист фильма Грета Шушчевичюте. Она сама актриса, и я просила, чтобы она присутствовала на площадке. Когда я уже не могла плакать, она брала меня за руку, вела в гримерку, вставала на колени, беседовала со мной, и через минуту я выходила на площадку зарёванная – всё, готова, снимаем!
Что же она тебе рассказывала?
Она помимо всего прочего работала педагогом по актерскому мастерству. Плюс она точно знает про мои болевые точки. Она же лучшая подруга. Не буду вдаваться в подробности, но слезы после наших бесед катились градом.
Ты нравишься себе в кадре?
Нет, не нравлюсь. Ни внешность, ни игра. Не могу себя правильно принимать и всё тут. Все вокруг уже начинают разражаться: «Гэша, хватит, всё хорошо, что ты выпендриваешься!» А я не выпендриваюсь.
На пресс-конференции после премьерного показа «Троицы» на «Кинотавре» ты сказала, что и режиссером себя не считаешь. Ты настолько критично к себе относишься?
Я считаю, что это немного неправильно громко заявлять про саму себя: «Я режиссер!» Пусть зрители решают - талантливая певица ты или нет, хорошая ты актриса или нет, режиссер ты или так, случайно забрел в профессию. Второй фильм вообще снимать было психологически тяжелее. Мой режиссерский дебют «Ню» пошел на «ура», его хорошо приняли, оценили критики. Но может просто звезды так сошлись? Может, повезло? Вот если и «Троица» пройдет на «ура» - значит, я действительно чего-то стою. Я провела серьезную работу, много смысла вкладывала и в музыку, которая звучит в фильме, и в цвета одежды героев, и в интонации их голоса… Обычный зритель, возможно, и не заострит на этом внимания, но зато все эти приемы работают на уровне подсознания. Ты смотришь фильм и в какой-то момент напрягся, почувствовал что-то не то, я, как режиссер, вытащила из тебя нужную эмоцию.
В фильме остро затрагивается вопрос веры. Ты сама верующий человек?
Верующие люди делятся на две группы – это реально верующие и те, кто всеми силами лишь внешне демонстрируют, что они верующие. Кто верующий в фильме на самом деле? Муж, который с помощью религии манипулирует своей женой? Или любовник, который говорит, что не верит в бога, зато верит в себя и в любовь и может дать счастье близкому человеку? Марго, которая падает на колени и молится и приходит к этому сама, пережив ряд эмоциональных потрясений?
У всех свое понимание веры. Каждый слышит своего бога, как будто выделяет один инструмент в музыкальном многозвучии.
Ты сама смогла бы простить измену?
Не смогла бы. Если только мужчина не окажется настолько хитрым и умным, что я попросту о его изменах никогда не узнаю. Но такого, я думаю, не бывает. Всё тайное рано или поздно становится явным.
Узнав об измене, герои фильма сначала пошли к психологу, а потом к священнику. Ты сама, к кому бы предпочла обратиться за помощью и советом?
Я всегда рассчитываю только на саму себя. Никого не буду слушать. Наша жизнь – это результат нашего собственного выбора. Я сама должна принять решение – послать изменника куда подальше или послать его куда подальше. Скорее всего, я пошлю его куда подальше. (Улыбается.) Хотя… Вдруг я буду так любить человека, что всё-таки смогу простить? Вот жизнь интересная штука, да?
А в любовном треугольнике тебе приходилось оказываться?
Нет, представляешь, никогда. Бывало, что меня любили, а я бросала. Бывало и наоборот. Но не из-за измен. Мне кажется, я не способна войти в ситуацию любовного треугольника. Это же ужасно – увести человека из семьи, разрушить отношения. Когда тебе плевать на других и ты ставишь превыше всего собственные интересы – это эгоистично, это неправильно, это подло, это плохо. Зло возвращается. Есть кто-то сверху, кто отвечает за справедливость, я верю в это. Лучше с такими вещами не играть. Но и судить других я не берусь.
В фильме из уст психолога звучит совет: «Делай то, что хочешь; не делай того, чего не хочешь; отвечай на вопросы прямо; начинай претензии со слова «я». Удается ли тебе самой следовать этим правилам в жизни?
Нет.
Ты хотела бы этому научиться?
Нет, я хотела бы жить по своим правилам. Я никому не мешаю, живу свободно, занимаюсь творчеством, снимаю кино. Но у меня всё равно есть рамки.
Я не изменю человеку, с которым нахожусь в отношениях, я ни на кого не подниму руку, не возьму лишнего. Еще я всегда говорю только правду.
Если мне, например, не хочется смотреть фильм, я лучше не пойду в кино, чтобы потом меня не спросили о впечатлениях, и мне не пришлось бы, переступая через себя, придумывать хорошие слова. Я всегда буду честной перед собой и перед своим зрителем.
Фильм «Ню» был отечен почетным специальным призом жюри Московского международного кинофестиваля - «Серебряный Георгий». Важно ли тебе получить награды за «Троицу»?
Я себя не мучаю. Знаешь, почему я счастливая? У меня нет лишних вопросов, которые меня беспокоят. То, что я могу контролировать, я контролирую. Но понравится ли фильм критикам, экспертам? От меня это уже не зависит. Я выжала из себя максимум, когда снимала кино. Сделала всё, что было в моих силах. Его дальнейшую судьбу уже решаю не я. И зачем мне впустую переживать, прокручивать в голове разные сценарии? Мечтать, дергаться, надеяться? Зачем? Это же нервы лишние. Это всего лишь вопрос выбора. Кто-то выбирает себя мучать. А я – нет. Я выбираю себя не мучать. Поэтому мне легко!
Текст: Денис Казьмин
Фото: Иван Пономаренко