Экология в кино: от мусорного коллапса до борьбы за чистую воду в фильмах и сериалах
Проблема экологии в современном обществе стоит остро, и в кинематографе этот вопрос так или иначе поднимают достаточно часто. Не стал исключением и новый сезон сериала «САШАТАНЯ», стартующий 16 мая, где даже в рамках ситкома пытаются сказать зрителю о важности сортировки отходов и других способах заботы о природе. Вспоминаем другие проекты, которые поднимают тему экологии и показывают, что будет с планетой, если о ней не заботиться.
«САШАТАНЯ» (2013 – наст. время)
В новом сезоне Сильвестр Андреевич из олигарха старой формации превратится в современного смарт-миллионера. Но не совсем по своему желанию: Сергеев-старший готовится к крупной сделке с предпринимателем из Франции, а у того ценности совсем не как у русских бизнесменов: он жертвует кучу денег на благотворительность, живёт в обычной двухкомнатной квартире, а на работу ездит на велосипеде, чтобы не загрязнять воздух вредными выхлопами. Поэтому Сильвестр Андреевич решает устроить мини-спектакль и притвориться таким же экоактивистом и аскетом. Для этого он приглашает Пьера в квартиру к Саше и Тане, чтобы показать, как просто живёт сын олигарха. Однако в процессе импровизированного перфоманса Сергеев-старший перегибает палку, и в дело вмешивается Саша, который «записывает» папу в настоящего благодетеля, который раздаёт еду нуждающимся, собирает в лесу мусор и даже осматривает бомжей на вокзале.
Несмотря на то, что тема в сериале упоминается лишь в шутку, актёры уверены, что даже в таком ключе поднимать экологические темы на экране важно и нужно.
Андрей Гайдулян, исполнитель роли Саши: «Я полностью сортирую мусор, насколько у нас это возможно. Очень переживаю за экологию. 5-7 лет назад все над этим смеялись, но прятать голову песок – это глупо, хотя людям весьма присуще. Но важно сделать этот шаг и осознать, что это наше будущее, будущее наших детей. Мы все хотим построить дом, купить квартиру, обеспечить детям счастливое будущее. И вот сортировка мусора – один из ключей к этому будущему. Очень хочу, чтобы вопросам экологии уделялось должное внимание, потому что потом это может аукнуться».
Валентина Рубцова, исполнительница роли Тани: «Я в этом году амбассадор года экологии в Сочи. Начала с себя: сортирую мусор, хожу с многоразовыми пакетами, выключаю воду, когда чищу зубы – это уже привычка. Поначалу трудно привыкать, а потом уже на автомате. Моя задача как амбассадора: не просто агитировать, а показать своим примером. Эти темы нужны поднимать, приучать себя и людей. Даже в шутку. Я видела кадры, на которых видно, как в океане плавают телевизоры и бытовая техника, это просто страшно. И это уже произошло! А если мы не остановимся, то нам всем не очень хорошо придётся».
«Аватар» (2009)
Для многих фильм Джеймса Кэмерона – это просто красивый блокбастер, который стал самой кассовой лентой в истории кино. Но такого результата «Аватар» добился не только за счёт прорывной 3D-картинки и выдающихся визуальных эффектов. Дело в том, что лента затрагивает огромное количество проблем современного мира, которые вызывают острые дискуссия в обществе до сих пор. Империализм, милитаризм, расизм, патриотизм, религия и, конечно, экология. Режиссёр признался, что планета Пандора, показанная в фильме, это, по сути, его фантазия о том, как могла бы выглядеть Земля, если бы человечество бережно обращалось с природными ресурсами, а не уничтожило леса ради очередного жилищного комплекса. Несмотря на то, что «Аватар» вышел уже 13 лет назад, а продолжения всё ещё находятся в разработке и так и не добрались до больших экранов, фильм до сих пор называют «наиболее эпической пьесой в защиту окружающей среды, когда-либо запечатлённой на плёнке».
«Идеи, заложенные в фильм, нашли живейший отклик в моей душе, и, по-моему, эти идеи должны всколыхнуть современное общество. «Аватар» нужен нам. Не то чтобы я думал, что кино обязано быть образовательно-назидательным или пропагандировать какие-то взгляды. Но индустрии развлечений не следует быть пустышкой. Она должна спрашивать зрителя, в каких он отношениях с окружающими, с природой. Наше время – это время дефицита внимания к природе. И поэтому я решил сделать «Аватар», – объясняет режиссёр фильма Джеймс Кэмерон.
«Эрин Брокович» (2000)
Биографическая лента о реальной правозащитнице, практически в одиночку победившей гигантскую корпорацию, вызвала невероятный фурор в своё время. А Джулия Робертс, исполнившая роль самой Эрин Брокович, собрала все главные актёрские награды, включая «Оскар» и «Золотой глобус». Фильм рассказывает историю матери троих детей, которая встала на защиту жителей американского городка Хинкли и выступила против корпорации Pacific Gas and Electric Company, загрязнявшей грунтовые воды этого города канцерогенным шестивалентным хромом, который вызывал онкологические заболевания у горожан. Эрин добилась того, чтобы против компании возбудили административные дела, а пострадавшие в итоге добились значительных материальных компенсаций.
С премьеры фильма прошло уже более двадцати лет, а с момента резонансного дела и того больше, но реальная Эрин Брокович всё ещё продолжает бороться за чистоту окружающей среды. В частности, в рамках её консалтинговой фирмы есть сайт, который отслеживает регионы, где могут возникнуть экологические проблемы.
«Фильм вышел 21 год назад, а мы до сих пор об этом говорим. Потому что загрязнение окружающей среды как было актуальной проблемой, так и остаётся. Для Хинкли – особенно, ведь жители города ощущают последствия отравления воды хромом до сих пор. И мы продолжим с этим бороться. У меня сейчас уже есть внуки, и каким для них будет этот мир, если мы не будем за него сражаться? Какие наследие мы собираемся оставить», – говорит Эрин Брокович в спецпроекте для ABC News в 2021 году.
«ВАЛЛ-И» (2008)
Поднимать серьёзные экологические темы можно даже в детском мультике про милого робота «ВАЛЛ-И». Лента рассказывает о том, как «мусоропогрузчик земного класса» пытается разгребать огромные завалы мусора на Земле в 2805 году. Люди покинули планету ещё в начале XXI века, а вот мусор, который они оставили, до сих пор убрать не удаётся даже супертехнологичным роботом. У самого человечества при этом всё хорошо: люди уже давно живут на продвинутом космическом корабле, где все их желания выполняются практически мгновенно. Казалось бы, о чём ещё мечтать? Но когда экипаж и пассажиры узнают о том, что на Земле появился росток, они загораются идеей сначала узнать всё о планете, на которой начиналось существование их вида, а затем и спасти её.
По сути «ВАЛЛ-И» – это фантазия на тему, каким станет наш мир, если мы продолжим относиться к нему наплевательски. Хотя создатели анимационного фильма из студии Pixar утверждают, что хотели сделать мультфильм не о потреблении, а о том, как «иррациональная любовь побеждает программирование жизни».
«Я пошёл от противного. Хотел, чтобы наш робот воевал с мусором. А откуда этому мусору взяться? Потому что мы накупили слишком много ненужных вещей. Быть сатириком оказалось весело, почти как в «Симпсонах». Так что я просто показал правду. Ведь все мы понимаем, что за этим аспектом нам нужно следить тщательнее», – объясняет режиссёр проекта Эндрю Стэнтон в интервью изданию Collider.
«Интерстеллар» (2014)
«Интерстеллар» немного перекликается с «ВАЛЛ-И» с точки зрения общих тем, ведь здесь людям тоже приходится покидать планету, чтобы найти более пригодное место для жизни. Однако если в «ВАЛЛ-И» поднимается проблема сортировки мусора и ответственного потребления, то в «Интерстеллар» случается глобальная экологическая катастрофа: засуха и вымирание растений, которые стали причинами продовольственного кризиса. Кристофер Нолан в своей ленте показывает, что будет с планетой, если такие важные инициативы, как ответственное потребление и производство, борьба с изменением климата, сохранение морских экосистем и сохранение экосистем суши, отойдут в обществе на второй план.
«Отправной точкой сюжета является мысль о том, что мы должны не спасать Землю, а покинуть её. Если понимать это буквально, то звучит не очень-то позитивно. Фильм пропитан многими опасениями, которые витают в современном обществе. И, конечно, было бы здорово, если бы в реальной жизни мы могли бы решать проблему, исходя из собственного выбора», – цитирует Кристофера Нолана издание The Guardian.