Сцены из супружеской жизни
На балконе Большого репетиционного зала, облокотившись о перила, стоят Игорь Верник и молодой артист МХТ имени А.П. Чехова Илья Козырев. Это Арбенин и Звездич, герои спектакля Петра Шерешевского «Маскарад с закрытыми глазами», который сейчас репетируется в Московском Художественном театре (премьера – 10, 11 октября на Основной сцене).
Идет негромкий разговор – о недавней игре в покер, где Звездич проигрался в пух, а Арбенин, выиграв, выручил его – вернул деньги, о том, что неплохо бы «рассеяться» – поехать в маскерад.
По сюжету всё почти как у Лермонтова, только Евгений Александрович Арбенин здесь – филолог, знающий сочинения великого поэта назубок и читающий о его творчестве лекции, а юный Звездич – студент Арбенина, сын Звездича-старшего, спонсора университета. Времена изменились: нет больше дуэлей, понятия «невинность» и «честь», кажется, утратили свой смысл, но что-то осталось неизменным. Отсутствие иллюзий не спасает современного человека от боли, ревность по-прежнему способна разрушить жизнь, а обмана в мире стало еще больше и уж точно он куда изощреннее.
У спектаклей Петра Шерешевского есть особенность: он пишет собственную историю поверх классического произведения, и известный сюжет становится близким, будто он про нас. Есть у него и любимые приемы: игру актеров можно наблюдать одновременно и на сцене, и на экране. Вот и сейчас пространство репетиционного зала поделено на две зоны. В одной – выгородка: обеденный стол и несколько стульев, в стороне застеленная кровать. Вторая зона – вокруг режиссерского столика: там размещено три монитора. На эти мониторы транслируется видео с трех камер, которые стоят в углах зала. Получается своего рода двойная партитура: Петр Шерешевский одновременно репетирует с актерами и выстраивает планы видеоизображения. Создателям спектакля это усложняет процесс, но зритель будет видеть все в объеме – и можно быть уверенными, ни один нюанс актерской игры от него не ускользнет.
В «Маскараде с закрытыми глазами» лермонтовские стихи сочетаются с современным текстом, написанным Семёном Саксеевым. Еще тут есть мотивы повести «Новелла о снах» австрийского писателя Артура Шницлера. В «Новелле о снах», например, жена рассказывает мужу о своих эротических фантазиях. Здесь Нина – Мария Фомина признается Арбенину – Игорю Вернику в том, что грезила о незнакомом молодом англичанине, случайно встреченном на курорте: «Мы поднимались бесконечные пять этажей. И все это время смотрели друг другу в глаза. Потом лифт остановился, и он вышел. Просто вышел и все. И ничего не сказал. Но я умерла…»
Изменяла ли Нина Арбенину?.. Брак – это не одно лишь всматривание супругов друг в друга, невозможно закрыться вдвоем от всего мира, как на необитаемом острове. В орбиту Нины и Арбенина сама жизнь втягивает и других людей, так что никуда не деться от мимолетных искушений и от чужого влияния, от общения, да просто от того, что внутренний мир твоей жены – это ее мир, доступ в который закрыт. Понимание этого будит в Арбенине Верника целый вихрь чувств, среди которых и ревность, и страх потери, и бешенство, и ощущение собственной уязвимости. Вот и получается, что знаток творчества Лермонтова проходит тем же путем, что и его герой.
В перерыве репетиции спрашиваю у Игоря Верника, мечтал ли он когда-либо сыграть Арбенина?
– Знаете, я всегда хочу оставаться открытым для разных предложений. Но, конечно, Арбенин – роль такого масштаба и такой мощи, что получить ее – это подарок судьбы. Подобные роли тебе даются, как настоящая , большая любовь – раз , ну может быть два раза в жизни.
Наш «Маскарад» – это размышление о том, до какой степени мы защищены культурой, образованием, моралью от тех диких инстинктов и демонов, которые в нас дремлют. Человек XXI века научился передавать изображение за секунду из одного полушария планеты в другое, но это не спасает его от бездны, в которую он заглядывает в определенные моменты своей жизни. Так изменилась природа человека или нет? Куда приводят его сегодня страхи, месть, ревность, отчаяние?
Репетировать с режиссером Петром Шерешевским безумно интересно. То, что делает Пётр, по-настоящему театрально, это создание многомерного пространства, одновременно чувственного и интеллектуального. И это история, существующая абсолютно на острие сегодняшнего времени.
Исполнительница роли Нины Мария Фомина тоже считает, что актуализировать классику нужно:
– Если это делается не пошло, а филигранно, со вкусом, то текст в тебя лучше попадает, он лучше воспринимается, потому что ты проецируешь все происходящее на себя.
Конечно, та Нина, что возникает у нас в спектакле, отличается от Нины, написанной Лермонтовым. Моя Нина – это современная девушка, независимая, с чувством собственного достоинства. Она не будет беззаветно отдавать всю себя мужчине, скорее в какой-то момент скажет: да бог с ним, сама справлюсь! Из-за этой ее самодостаточности у Арбенина и возникают переживания, что она изменит, уйдет. Он не может ею управлять, не может манипулировать, поэтому так боится потерять.
Партнерство с Игорем Верником в этом спектакле для меня неожиданно. Мы разные – по энергетике, по стилю существования. Но это как раз очень интересно. Я очень рада возможности прикоснуться к этому материалу, сыграть эту героиню, и рада нашей совместной работе, позволившей узнать изнутри, какой Игорь хороший артист и классный человек. Вокруг нас всех существует множество стереотипов, и здорово, когда их можно разбивать, ломать.
Текст: Александра Машукова
Фото: Александра Торгушникова
Генеральный спонсор МХТ имени А.П. Чехова — Банк ВТБ